» » Александр Вилков: Гражданское общество и политическое управление

Александр Вилков: Гражданское общество и политическое управление

Александр Вилков: Гражданское общество и политическое управлениеВопросы политического управления анализируются во многих смежных научных направлениях. Отечественный политолог Сморгунов Л.В. заметил, что демократический проект политического управления особо актуален у современных политиков и учёных. Между тем, взаимоотношение системы политического управления с гражданским обществом представляет целую проблему для политологов. Известно, что по классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает своеобразным фильтром требований и поддержки общества к политической системе. С другой стороны, политическое управление может вступить в серьезное противоречие с самим гражданским обществом.

О соотношении гражданско-общественной и политико-управленческой сферы рассуждает Александр Вилков, руководитель Саратовского областного регионального отделения Российского общества политологов, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политических наук юридического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

- Александр Алексеевич, в чем, по Вашему мнению, заключаются сложности исследования взаимоотношения политического управления и гражданского общества?


- Одна из причин заключена в том, что нет единого понимания, как категории «политическое управление», так и категории «гражданское общество». Некоторые политики и исследователи фактически трактуют политическое управление как государственное управление, сводя его к выполнению государственными органами власти многообразных социальных функций, рассматривая его как целенаправленное регулирующее воздействие государства на общественную и частную жизнедеятельность людей. Однако большинство ученых сходится в том, что понятие политического управления шире, т.к. включает в себя функционирование многих политических и гражданских институтов, которые не входят полностью непосредственно в структуру государства, будучи, тем не менее, важнейшими элементами политической системы данного общества. Это, прежде всего, политические партии, институт выборов, институт оппозиции, СМИ, общественно-политические организации.

Организационные структуры и механизмы функционирования данных институтов позволяют гражданам в большей или меньшей степени (это зависит от многих факторов и, прежде всего, от характера политической системы и от желания конкретного гражданина) принимать участие в политической жизни: в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, в обсуждении важнейших общественных проблем, в защите своих индивидуальных и групповых интересов.

Партии, например, возможно образно представить как важнейший социальный «мост», соединяющий гражданское общество и государство. Т.е. социальным фундаментом политической партии теоретически являются разнообразные интересы граждан, которые она через региональные отделения должна аккумулировать в своих программах, а затем переносить в сферу политики. Другими словами, вторая часть деятельности партии, как «моста», нацелена в теории на то, чтобы добиваться с помощью предвыборных кампаний доступа своих кандидатов к государственным органам власти и реализовывать предвыборные обещания, представлять и защищать интересы своего электората. На практике дело обстоит несколько иначе, но это тема отдельного разговора.

Другая сложность анализа взаимоотношений политического управления и гражданского общества состоит в том, что многие процедуры принятия и реализации политических решений даже в самых демократических странах носят закрытый характер.

С одной стороны, в большинстве демократических стран (в том числе и в России) законодательно закреплен доступ граждан и общественных организаций к информации о деятельности государственных органов и других политических институтов, закреплены открытость избирательных процедур, демократические механизмы конкуренции, свободная деятельность СМИ, публичная борьба партий друг с другом за поддержку в обществе, и другие демократические процедуры.

С другой стороны, реально обществу доступна информация только о публичной части политической жизни. Многие мотивы, процедуры и механизмы деятельности политиков и государственных руководителей всех уровней недоступны для граждан. Судя по периодической информации в СМИ о коррупционных скандалах в высших эшелонах власти, многие политические институты и механизмы в своей реальной деятельности весьма далеки от своего теоретического предназначения защиты интересов своих граждан и общенациональных интересов.

- Довольно большое количество западных ученых не просто разграничивает государство и гражданское общество, но и относит к последнему все институты, функционирующие независимо от государства – в рамках общественной самоорганизации. Согласны ли Вы с такой позицией?


- Теоретически эта идея обосновывается в рамках большинства либеральных трактовок гражданского общества, но на практике любое демократическое государство и гражданское общество связаны между собой множеством институализированных и неформальных отношений. Например, государственные институты создают правовое поле, в рамках которого действуют все институты гражданского общества и отдельные граждане. Государство контролирует соблюдение данного законодательства и применяет различные санкции в случае его нарушения.

Государство регулирует правила взаимодействия в сфере экономики, с помощью налоговых инструментов концентрирует ресурсы для их перераспределения в обществе, в том числе и для поддержки определенных институтов гражданского общества. Например, гражданские институты по продвижению демократии в странах «третьего мира» и на постсоветском пространстве пользуются масштабной и постоянной поддержкой правительства США.

Важно подчеркнуть, что говорить о независимости институтов гражданского общества в рамках такой модели можно лишь со значительной долей условности. Ее пределы наглядно демонстрируют большинство западноевропейских журналистов, представляющие «самые свободные СМИ», но при этом игнорирующие многие факты трагических событий на Украине последних месяцев. Практика использования двойных стандартов правительств США и их союзников в своей политике и в освещении и оценке событий в различных странах неформальным образом передается и журналистам.

Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт представлены в американских СМИ как друзья, несмотря на полное отсутствие в этих государствах демократических начал, а Иран, Сирия (Ирак при С. Хуссейне, Ливия при М. Каддафи) – как враги, несущие «угрозу демократии» для всего мира. Вот почему еще до начала официального расследования причин катастрофы малазийского Боинга над территорией Юго-Востока Украины ответственность в западноевропейских СМИ была возложена на ополченцев ДНР и ЛНР, а также на Россию.

Таким образом, новейшие информационные технологии создают гораздо больше возможностей для изощренного манипулирования массовым сознанием, делают их более незаметными для рядовых граждан, а, следовательно, и более эффективными.

- В одной из своих научных статей Вы писали о различных моделях взаимоотношения государства и гражданского общества в контексте политического управления. В чем специфика модели доминирующих субъект-объектных отношений?


- Типичный пример – советская модель, когда КПСС была инкорпорирована в государство и общество, как руководящая и направляющая сила, как ядро политической системы, и возложила на себя всю ответственность за принятие и реализацию не только стратегических, но и повседневных решений во всех сферах общественной жизни.

Партийно-государственным органам отводилась доминирующая роль во взаимоотношении с гражданским обществом на основе использования принципа «запрещено все, что не разрешено». Иными словами, смысл этой модели заключался в дозволении гражданам удовлетворять часть своих потребностей в рамках разнообразных общественных структур, находящихся под партийно-государственным контролем. Проще говоря – это была управляемая модель гражданского общества.

Уровень делегирования полномочий таким общественным структурам и характер подобного контроля были различными. Например, комсомол охватывал фактически всю советскую молодежь, начиная с 14 лет. ВЛКСМ находилась под непосредственным партийным управлением и контролем сверху донизу. Проявлялось это в том, что руководитель данной общественной организации согласовывался и утверждался на уровне Политбюро ЦК КПСС. Кроме того, по должности он был членом ЦК КПСС, напрямую подчиняясь всем партийным решениям. На союзном, областном, городском и районном уровнях соответствующее согласование и утверждение осуществлялось союзными, областными, городскими и районными комитетами партии. Соответственно, комсомольские лидеры входили в состав данных партийных комитетов.

Подобным образом действовали под всеобъемлющим партийно-государственным контролем профсоюзы, творческие союзы, спортивные, женские, ветеранские, и многие другие организации. Тем не менее, в СССР имелась определенная возможность формировать и институты гражданского общества снизу, по инициативе самих граждан. Конечно для создания какого-либо общества, например, любителей поэзии, или любителей подводного плавания, общества кактусоводов, и т.п. необходимо было пройти большое количество разрешительных бюрократических процедур в самых разных учреждениях. Главный барьер, который нужно было преодолеть – это доказать, что данная общественная структура не несет в себе никакой потенциальной угрозы советскому строю и социалистической идеологии.

Советская модель была достаточно результативной на протяжении первых десятилетий мобилизации населения СССР на основе мессианской коммунистической идеи о строительстве «светлого будущего для всего человечества». Однако постепенно она стала пробуксовывать в результате слабого задействования внутренних стимулов для раскрытия личностного потенциала и, в итоге, была разрушена перестроечными процессами.

- Поясните особенности так называемой модели сбалансированных субъект-субъектных и объектных отношений. Какова здесь роль у политического управления?


- Данная модель, как и обозначенная выше, носит условный схематичный характер и на практике имеет много разновидностей. Правовому государству в ней отводится регулирующая роль на основе принципа «разрешено все, что не запрещено». Здесь государство определяет лишь общие принципы и правила функционирования институтов гражданского общества, контролируя в основном их соблюдение в случае нарушений законодательно установленных норм.

В рамках такой модели инициатива снизу реализуется достаточно легко. Например, во Франции, чтобы создать и зарегистрировать партию, нужно провести собрание (независимо от количества членов), написать программу и устав, заплатить небольшую пошлину и послать документы в регистрирующий орган. Если партия не провозглашает открыто радикалистские и экстремистские цели, то её легко регистрируют, и она получает полное право участвовать в политической жизни Франции.

Кроме того, такая модель предполагает наличие развитых и эффективных механизмов влияния гражданского общества на государство, обеспечивающих представительство и влияние в органах государственной власти широкого спектра имеющихся в гражданском обществе частных интересов.

В то же время, данная модель также имеет существенные недостатки. В этом многосложном и конкурентном взаимодействии официально закрепленные права и возможности институтов гражданского общества и отдельных граждан на участие в политике на практике нередко не дают никаких особых преимуществ. Несмотря на наличие официальных публичных механизмов управления, решения зачастую принимаются в узких комиссиях (на собраниях) должностных лиц, советами крупных промышленных концернов, партийными комитетами, группами, лоббирующими свои интересы.

- Александр Алексеевич, можно ли говорить о жизнеспособности модели с преобладанием объект-субъектных отношений? Или это управленческая утопия?


- Это модель минимального вмешательства государства в общественные отношения. Примером в определенной степени может служить «концепция государства – ночного сторожа» периода раннего либерализма. Однако даже перманентные социальные конфликты XIX века в различных странах показали несостоятельность такой модели.

С определенной долей условности к наиболее радикальному левому варианту данной модели можно отнести также анархистский проект П. Кропоткина, который не отрицал наличие некой политической структуры, регулирующей взаимодействие автономных и самодостаточных общественных образований, действующих на основе самоуправления.

В условиях нарастающего воздействия процессов глобализации в современном мире такая модель в чистом виде представляется невозможной. Тем не менее, она уже оказала воздействие на мировое политическое развитие в виде тенденции расширения роли институтов гражданского общества в политической жизни все большего количества стран.

- Что, на Ваш взгляд, нужно предпринять для эффективизации политического управления в современной России?


- Как представляется, для нашей страны более целесообразно использование собственной модели сбалансированных взаимоотношений между государством и гражданским обществом. По крайней мере, можно утверждать, как о наличии объективных предпосылок, так и о наличии определенных, хотя и слабых тенденций к ее воплощению. Специфика ее состоит в большей роли государства в этих отношениях, по сравнению с западноевропейскими вариантами данной модели.

В Западной Европе подобная система складывалась на протяжении многих столетий, и развитие ее шло от простого (от ремесленной цеховой организации и навыков коммунального самоуправления) к более сложным формам организации и взаимодействий с правовым государством. В дореволюционной России общинное самоуправление на основе обычного права не было подкреплено развитием институтов правового государства и было прервано советской моделью политического управления. Переход к демократическим реформам объективно поставил вопрос перехода от громоздкой и очень сложной советской системы к еще более сложной модели сбалансированного взаимодействия между обществом и государством.

Расчет на естественный и быстрый процесс формирования зрелых институтов гражданского общества в постсоветской России не оправдался. Неслучайно периодически воспроизводятся дискуссии о том, возможно ли вообще оно на российской почве, с учетом, что государство демонстрирует гораздо большую активность в реализации своей политической субъектности, чем гражданские ассоциации. При этом забывают не только незначительную (по историческим меркам) продолжительность периода строительства демократической модели, но и ряд объективных предпосылок особой функциональности российского государства. К ним можно отнести, прежде всего, следующие.

Огромная и разнородная территория обуславливает неизбежность государственного вмешательства для выравнивания экономических условий деятельности и социальных условий проживания в разнородных регионах. Условия проживания в Воркуте и Сочи, Якутске и Калининграде настолько различны, что объективно требуют специфической государственной политики для каждого региона.

Кроме того, большая территория и особое геополитическое положение России неизбежно диктуют необходимость уделять особое внимание укреплению обороноспособности страны и содержанию мощной армии, способной предотвратить угрозы потенциального агрессора. Вся трагическая и одновременно героическая история России подтверждает такую объективную потребность.

Важнейшим фактором выступает полиэтничный и поликонфессиональный состав Российской Федерации и соответствующие потенциальные проявления центробежных тенденций, противостоять которым может только сильная общенациональная государственная политика.

Значительная часть сельскохозяйственных регионов России находится в зоне рискованного земледелия. Данное обстоятельство также объективно обусловливает наличие существенных общенациональных продовольственных резервов и требует мощной государственной аграрной политики.

Необходимость модернизации всех сфер общественной жизни, объективная потребность в которой особенно обострилась в результате кризиса на Украине и начала «санкционной войны», также требует концентрации общенациональных ресурсов на прорывных стратегических направлениях и проведения соответствующей государственной политики. Демографический кризис также диктует необходимость соответствующей государственной программы решения данной проблемы.

Перечисление подобных объективных факторов может быть продолжено, но даже схематичное обозначение вышеуказанных достаточно для того, чтобы продемонстрировать неизбежно активную и значимую регулирующую роль государства в общественном развитии России.

Говоря о тенденциях, с одной стороны, можно отметить наличие определенной динамики структурных элементов гражданского общества в современной России. Прежде всего, нужно признать, что формализованный уровень гражданской субъектности в современной России достаточно высок и закреплен на конституционном и законодательном уровнях.

Однако практическая эффективность данной субъектности намного ниже. Обусловлено это, в значительной степени, тем, что в системе взаимоотношений власти, общества и бизнеса (составляющих институциональную основу гражданского общества в России) большую роль играет манипуляционное начало, которое нередко сводит субъектность гражданского участия (в политике, прежде всего) к его формальному, или имитационному варианту. Другим важнейшим фактором снижения эффективности институтов гражданского общества является отсутствие прозрачных, действующих на правовой основе каналов лоббирования, одним из негативных последствий которого выступают коррупционная составляющая во всех её проявлениях.

Выход видится в большей гибкости политического управления, нацеленного на стимулирование внутренних социальных ресурсов для решения накопившихся проблем экономического и социального развития страны. Современный рост патриотических настроений в обществе и повышение рейтинга российского президента не могут стать долговременными инструментами такой естественной мобилизации ресурсов. Для того чтобы они заработали в полную силу, российскому обществу необходим не только патриотический подъем, но и четкое представление о том прогрессивном образе будущего, к которому должна стремиться Россия и во имя которого имеет смысл переживать сегодняшние трудности.

Модель сбалансированного взаимодействия государства и гражданского общества в политической сфере может стать эффективной на основе, с одной стороны, планомерного воплощения стратегической государственной программы общественного развития, а с другой - создания оптимальных условий для реализации социальных инноваций снизу. Баланс субъектно-объектного взаимодействия двух этих фундаментальных основ российского социума найти очень непросто. Но, как представляется, только на его основе можно мобилизовать все имеющиеся ресурсы для того, чтобы Россия заняла достойное место в системе мировых отношений в условиях жесткой конкуренции ведущих держав и интенсивного внедрения революционных технологий во многих модернизирующихся странах.

Кроме того, именно сбалансированное взаимодействие государства и гражданского общества, осуществляемое на правовой основе, сможет гарантировать сохранение и укрепление демократического потенциала в современной России и обеспечить сочетание преемственности и стабильности развития страны с возможностями постоянного обновления и нахождения адекватных ответов на возникающие внутренние и внешние вызовы времени.

Российское общество политологов

Комментарии пользователей (1180)

Фото юзера lloBuche
lloBuche 15.08.2018
mexican internet pharmacy clomiphene product monograph <a href="http://saresltd.com/">viagra soft</a> giant eagle pharmacy butler pa levitra ve yГјksek tansiyon sildenafil citrate online va pharmacy jobs
Фото юзера Infofbit
Infofbit 15.08.2018
ordering viagra online
buy cheap viagra online
can i buy viagra at walgreens
<a href="http://buyviagradfonline.com/#">buy generic viagra online</a>
Фото юзера infeldit
infeldit 15.08.2018
buy cialis online without a health
buy cialis
viagra cocaine cialis pills cialis
<a href="http://buycialisazonlinerx.com/#">cheap cialis online</a>
Фото юзера Envews
Envews 15.08.2018
cheap generic viagra
generic viagra online
viagra pill price
<a href="http://www.viagranorxbuyonline.com/#">generic viagra</a>
Фото юзера mukPrilk
mukPrilk 15.08.2018
sildenafil precio medellin come assumere il kamagra <a href="https://emtpartsstore.com/">generic viagra online</a> tadalafil içeren ilaçlar duracao do efeito do levitra generic viagra online kamagra oral jelly for sale in durban
Фото юзера bfuJaits
bfuJaits 17.08.2018
kamagra what is clomiphene citrate 300 mg <a href="https://forumdemulheres.com/">cialis generic</a> viagra cialis oder levitra kroger pharmacy hernando ms cialis generic bon site pour kamagra
Фото юзера bsffruth
bsffruth 17.08.2018
tadalafil cialis http://cialisoakdm.com/ buy tadalafil 20mg price buy cialis
Фото юзера mmlJaits
mmlJaits 19.08.2018
viagra story https://goal-sport.com/ viagra alternatives https://goal-sport.com/
Фото юзера njdPrilk
njdPrilk 20.08.2018
purchase viagra https://obatpasutri-jogja.com/ cheap viagra from india https://obatpasutri-jogja.com/
Фото юзера bafImmip
bafImmip 24.08.2018
viagra commercial asian
cheap viagra
woman in viagra commercial kelly king
<a href="http://buyviagramedusrx.com/#">generic viagra</a>
Фото юзера irrelt
irrelt 25.08.2018
sample cialis generic
buy cialis online
sertraline viagra cialis pills
<a href="http://buygencialismedmrx.com/#">buy cialis online</a>
Фото юзера whitach
whitach 27.08.2018
tadalafil versus cialis generic
cheap cialis
cialis discount generic cialis
<a href="http://cialischmrx.com/#">buy cheap cialis</a>
Фото юзера Pectell
Pectell 27.08.2018
internet pharmacy cialis generic medications
buy cheap cialis online
generic cialis buy online cialis
<a href="http://cialischmrx.com/#">buy cheap cialis online</a>
Фото юзера Astoppy
Astoppy 27.08.2018
correct dosage of cialis
buy cheap cialis
buy cialis online canada
<a href="http://cialischmrx.com/#">generic cialis</a>
Фото юзера neatly
neatly 27.08.2018
what does viagra do
buy cheap viagra
where can you buy viagra
<a href="http://viagchranrx.com/#">cheap viagra online</a>
Фото юзера tinoDync
tinoDync 30.08.2018
melon and viagra cialis pills
buy cheap cialis online
visit web site
<a href="http://www.cialiskntrc.com/#">buy cialis online</a>
Фото юзера coerie
coerie 30.08.2018
viagra on ebay
http://www.viagragenups.com/#
Фото юзера jmyJaits
jmyJaits 30.08.2018
tadalafil reviews http://valcialisns.com/ purchase cialis best place to buy cialis online forum
Фото юзера intalk
intalk 30.08.2018
is there generic viagra
cheap viagra online
buy viagra usa
<a href="http://viagragenups.com/#">cheap viagra</a>
Фото юзера Slinerek
Slinerek 01.09.2018
herb viagra reviews
generic viagra online
does viagra work on women
<a href="http://viagragenups.com/#">viagra generic</a>
Фото юзера Dyeteor
Dyeteor 02.09.2018
generic cialis cialis cialis
buy cialis
cialis pills cheap
<a href="http://cialiskntrc.com/#">buy cialis online</a>
Фото юзера sbfJaits
sbfJaits 03.09.2018
viagra online without prescription <a href="http://onlineviagraunes.com/">does generic viagra work</a> name brand viagra when will viagra be generic
viagra and alcohol <a href="http://genpharmvrj.com/">generic viagra canada</a> cheapest viagra prices canadian generic viagra
viagra <a href="http://obatpasutri-jogja.com/">when does viagra go generic</a> order generic viagra viagra online no prior prescription
Фото юзера drursuak
drursuak 07.09.2018
generic cialis 20mg circuit city mexico
http://cialiscnrx.com/#
Фото юзера bsgBuche
bsgBuche 09.09.2018
viagra 100mg <a href="http://viagrafolec.com/index.html">is there a generic viagra</a> buy cheap viagra online generic viagra online canadian pharmacy
Фото юзера vtjEmaig
vtjEmaig 13.09.2018
same day loans <a href="http://myleaderusa.com/">payday loans online</a> online cash loans loans personal loans
Фото юзера BrcRense
BrcRense 15.09.2018
over the counter viagra <a href="https://obatpasutri-jogja.com/">price of generic viagra</a> does generic viagra work what is generic viagra
Фото юзера bbzRense
bbzRense 19.09.2018
viagra prescription online <a href="https://emtpartsstore.com/">generic viagra online</a> does generic viagra work generic for viagra
Фото юзера jmksinip
jmksinip 20.09.2018
tadalafil online <a href="http://cialisckajrhd.com/">viagra generic</a> cialis canada buy cialis online overnight shipping
Ваш аватар
Вы вошли как Гость   
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера