Николай Шестов: Миф и политика

Николай Шестов: Миф и политикаТема политической мифологии интересует как политтехнологов, так и политологов неслучайно. Мифотворчество в политическом сегменте всегда выполняло определенные функции для социума. Специфика политических мифов крылась, в основном, в особенностях конкретной историко-культурной эпохи. К примеру, политическая мифология активно создавалась для укрепления власти элиты над обществом, консолидации элиты, сплочения социума в Древнем Египте, державе Ахеменидов, древнегреческих полисах, республиканском и имперском Риме, Византии, России, а также в других державах, в последующем оказавших колоссальное воздействие на человеческую цивилизацию. Например, известна практика древнеегипетского политического мифотворчества, легитимизирующая власть фараона. Эта политико-философская легитимация власти фараона видна даже в частных случаях. Так, не имея возможности вести осаду Кадеша, фараон Рамсес II отступил в Египет, объявив, что одержал большую победу над хеттами. Однако в действительности ему удалось только добиться "пирровой победы" и спасти свои войска. Египтяне же описывали битву так, будто Рамсес в одиночку перебил всё хеттское воинство. Миф нужен был для сохранения стабильности в государстве, упрочнения власти фараона.

Интервью с Николаем Шестовым, экспертом Саратовского областного регионального отделения Российского общества политологов, доктором политических наук, профессором кафедры политических наук Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского отчасти приоткрывает завесу над этой специфической темой.

- Николай Игоревич, насколько сложным предметом для научного исследования является политическая мифология?


- Надо начать, наверное, с самой главной трудности. Она состоит в том, что понятие «политическая мифология» в современном политологическом дискурсе часто обозначает довольно разные объекты исследования. С одной стороны, оно подразумевает устойчивый феномен массового сознания и политической культуры самых разных обществ в самые разные времена. Речь идет о способности людей думать и судить о политике, как и о многих других вещах, стереотипно. Думать и судить в тех смысловых границах и посредством тех формулировок, которые для них устанавливают интеллектуальный и практический опыт социума и отдельной личности, идеи и ценности, доминирующие в массовом и индивидуальном сознаниях, социокультурные традиции. С другой стороны, столь же часто за этим понятием скрывается сложный и противоречивый процесс исторической выработки социумами и индивидами все более и более емких формул, определяющих суть политики, смысл ее ценностей, истинность или ложность ее идейных мотиваций.

Философ может рассуждать о мифе как таковом, как феномене, равном себе во все времена и во всех пространствах цивилизации. Политолог смотрит на дело более конкретно. Ему нужно отделить мифы о власти от мифов об обществе, мифы о «своих» и «чужих» от мифов о единстве рода человеческого. И найти для каждого мифа или группы мифов свое место в историческом и современном, а иногда и будущем культурном пространстве и времени. И политолог постоянно вынужден добавлять к понятию «политическая мифология» приставки «античная», «средневековая», «современная», «имперская», «демократическая» и т.д. Имея в виду, что эти формы бытования политического мифа имеют между собой гораздо более отличий, нежели сходства.

И возникает резонный вопрос: а мифология ли это? Или «настоящий» миф остался в прошлом, а мы сегодня только условно обозначаем известным современной науке понятием нечто, к мифу имеющее лишь самое малое отношение, просто за отсутствием в нашем политологическом научном лексиконе термина, более точно передающего суть дела? Иначе говоря, является ли сегодня предметом политического исследования именно «миф», или же нечто, лишь условно носящее такое название, а на самом деле, представляющее собой качественно новый в сравнении с предшествующими временами продукт развития политической культуры. Это, на мой взгляд, методологически важный вопрос, потому что он влечет за собой большую теоретическую разноголосицу.

Некоторые специалисты так и говорят: древний миф был действительно «мифом», социально-политическим и культурным феноменом. Современный же «миф» - всего лишь один из продуктов политтехнологического творчества. Он имеет больше генетических связей с процессами в медийном пространстве, чем в культуре. Другие специалисты им возражают: современный миф тот же, что был всегда, он един в своих основах и проявлениях и у первобытных племен Океании, и у современных гражданских сообществ в странах либеральной демократии. Это теоретические крайности. Получается, что или современный человек никуда не ушел в своем восприятии политики от первобытного дикаря, или же ушел настолько далеко, что на этом фоне теряет всякий смысл изучение его богатого исторического опыта политического существования.

Подобные крайние трактовки создают условия для разного подхода специалистов по политической мифологии к предмету научного исследования. То есть, к вопросам, которые он адресует себе по поводу изучаемой им социально-политической реальности, и к тем ответам на эти вопросы, из которых складывается результат его исследования.

Можно подойти к формулированию вопросов и ответов с традиционной позиции. В этом смысле изучение социально-политической мифологии представляет собой богатую теоретическими находками более чем столетнюю историю творческих поисков лучших умов в самых разных странах, включая СССР и Россию. В результате этих поисков сложился устойчивый взгляд на политический миф во всех разнообразных его проявлениях, как сказку, выдумку, уводящую рациональный разум гражданина в сторону от понимания политики такой, «какова она есть на самом деле». Продолжением такого взгляда на миф является искренняя убежденность многих специалистов, что с мифом надо бороться как со всяким заблуждением, изгонять его из массового сознания современных обществ, и только после победы над мифами наступит время «правильной», «настоящей» политики.

Это интеллектуальная традиция, с существованием которой необходимо считаться. Поэтому я бы сказал так: когда современные исследователи политической мифологии в качестве методологии своих научных изысканий используют, например, теоретические наработки Ф. Ницше, Э. Фромма, Э. Кассирера, К. Леви-Стросса или А. Лосева, то они добросовестно актуализируют эту традицию нашей политической науки. И они в своей борьбе с мифами движимы лучшими намерениями.

Но, в следовании этой традиции есть своя трудность: требуется apriori поделить участников политической жизни на множество рядовых граждан, пребывающих в заблуждениях относительно истинного смысла политики, и тех немногих, которым эта «истина» ведома. Это традиция, нацеливающая современного исследователя на понимание реальной политики, как сферы компетенции элит (политических и научных, в том числе), а не граждан. Однако, такой подход не вполне согласуется с тем, как сама наука сегодня трактует сущность демократической политики, как она видит ее оптимальное состояние.

Можно подойти к мифу как предмету политического исследования и по-другому. Например, не отрицать права традиции на существование, но и не рассматривать ее, как достаточное для понимания того, что такое политический миф как феномен политической культуры и каково его нынешнее место в российской политической жизни. Все-таки многие из «классических» теорий политического мифа создавались учеными сто и более лет тому назад, в социально-политических и политико-культурных условиях, очень отличных от нынешних.

Традиционный подход к определению сущности мифа утверждает – миф не дает истинного знания о политике. Даже если это так, то для общества, для его нормального самочувствия и развития, это, образно выражаясь, «ложь во спасение». В том смысле, что миф четко и емко (это его качество сторонники традиционного подхода признают, но не считают тем, что определяет сущность и функциональность политического мифа), в формате стереотипа массового сознания, определяет суть многих важных вещей в мире политики. Начиная от представлений людей о своих «естественных» правах и свободах и заканчивая их патриотической приверженностью национальной идее и своему государству, как ее носителю.

Суть «идеи» современной политики, современного государства, современных политических интересов может, конечно, объяснить массе рядовых граждан и наука. Но миф делает это гораздо доходчивее. Особенно в таких политических ситуациях, когда первоочередной задачей для этих граждан становится не поиск «истины», а быстрая идейная консолидация и согласованное политическое действие в защиту своих коллективных (сословных, классовых, этнических, национальных) интересов.

Не будь мифов, восполняющих в массовом сознании нехватку у граждан информации о действительных намерениях, например, лидеров, зовущих их за собой, политика, даже самая демократическая, имела бы более неровную и конфликтную динамику, чем мы имеем на практике. В пространстве политики было бы трудно определить «своих» и «чужих». Во всем этом полезная рациональность постоянного присутствия мифа в повседневной политике. В свете этой рациональности приверженность социумов мифологическому взгляду на мир выглядит, скорее, политико-культурной нормой, чем патологией. И эту норму современная наука вполне способна, как мне представляется, изучить и осмыслить, не жертвуя исконными рационалистическими основаниями своих методологий.

Такой подход к изучению мифа, который можно условно назвать «историческим» или «социально-функциональным», тоже чреват многими трудностями. Миф разнообразен по форме бытования. Он может иметь облик стереотипа массового сознания. Но, с тем же успехом он может из структур массового сознания перекочевать в идеологический, либо научный концепт. Он может принять обличье стереотипного научного или идеологического суждения относительно социально значимых ценностей политики, событий политического прошлого, настоящего, или будущего. В таком ракурсе миф предстает постоянно движущейся и изменчивой политико-культурной реальностью. Его трудно выделить из общего потока политических идей и суждений участников политической игры. Трудно установить его связи с научными и идеологическими идеями и суждениями. Между тем, если удается осуществить научную реконструкцию таких связей, то миф оказывается «пойманным» исследователем в качестве самостоятельного научного предмета.

- Можно ли определить разницу между политической мифологией и политической идеологией?


- Можно. Но, в данном вопросе тоже многое будет зависеть от общего представления исследователя о том, что такое сущностное качество политического мифа, и какую роль он играет в реальной политике. Те исследователи, которые считают миф ложным знанием о политике, нередко противопоставляют ему идеологию в качестве знания «истинного». Правда, чаще всего они имеют в виду только ту идеологию, приверженцами которой сами являются. Другие идеологии в этом случае получают клеймо «мифа».

Показателен пример дискуссий, которые в советскую эпоху вели сторонники либеральной и коммунистической идеологий и которые, отчасти, продолжаются и сегодня. Либералы называли идеи и ценности, которым были привержены, «магистральной дорогой развития современной цивилизации», а коммунизм клеймили как миф, как заблуждение, поразившее ряд «отсталых» стран и народов. Коммунисты не оставались в долгу. Свои идеологические представления о политическом процессе они считали научной «истиной», открывающей «отсталым» и угнетенным дорогу в светлое будущее. Свою идеологию они называли «единственно научной», а либеральные идеи и ценности, соответственно, «мифом буржуазной демократии», посредством которого буржуазия злонамеренно развращает классовое сознание трудящихся и угнетенных в мире капитала.

Родилось ли в этих дискуссиях четкое и научно-функциональное понимание исследователями того, где в пространстве политической информации заканчивается миф и начинается идеология, и наоборот? Не родилось и не могло родиться, поскольку спорили, в сущности, не о природе вещей, а о монополии на «истину». Историческое, структурное, функциональное сходство и различие политической идеологии и политической мифологии оставалось за кадром.

Своеобразные реминисценции этих давних дискуссий можно встретить в суждениях тех современных теоретиков, которые, подобно британскому исследователю Кристоферу Фладу, невысоко оценивают потенциал «истинности» идеологий вообще, и современных идеологий в особенности, и потому говорят, что миф – это «идеологически маркированное знание о политике». Если принять такую трактовку, то получается, что идеология должна возникнуть прежде мифа. Почему??? В политической истории большинства народов, в Античности и Средневековье, миф, нередко в обличье религиозных ересей и всевозможных социальных утопий, обычно предшествовал появлению политических идеологий. Последние надстраивали своими формулами мифологемы, устойчиво присутствовавшие в массовом сознании и сознании элит. Миф руководил политическими интересами и действиями людей раньше идеологии, помимо идеологии, а, порой, и вопреки ей.

Это будет понятным на примере либерализма и коммунизма, раз мы о них заговорили. Оба они представляют собой в равной степени замечательные идеологические проекты «светлого будущего человечества».

Почему результат, достигнутый по ходу реализации этих проектов так далек от запланированного? Почему он вызывает серьезную критику обоих проектов из лагеря не только идеологических противников, но и сторонников? Возможно, именно потому, что по ходу реализации эти идеологические проекты претерпели серьезные содержательные изменения. Какие? Это очень точно обрисовал М. Булгаков в «Собачьем сердце» известными словами Шарикова о сути научного социализма: «Все взять и поделить!».

Правильнее было бы, наверное, сказать, что это идеология несет в себе «ген» политического мифа. Понятие «маркировать» не вполне удачно. Оно подразумевает поверхностный характер связи мифа и идеологии, а эта связь имеет глубокий характер. Точно также «ген» политического мифа несут в себе религия и наука. Все это продукты исторического движения цивилизованных обществ от мифа к рациональному мировосприятию. И в реальной политике, современной российской, например, те же либерализм и коммунизм сосуществуют в одном и том же пространстве и времени и в формате политического мифа, и в формате идеологии, и, заметим, в формате научной теории. Где-то эти уровни (статусы) существования данных идей конфликтуют между собой, где-то дополняют друг друга, усложняют и упрощают свою внутреннюю информационную организацию.

Но, главное, как мне представляется, заключается в том, что социально-политический статус какой-либо идеи прямо не зависит от ее содержания. Содержательно либерализм не лучше коммунизма или консерватизма, а консерватизм не хуже либерализма и коммунизма вместе взятых, чтобы одна идеология имела очевидные преимущества перед другими. Скорее наоборот, приобретенный статус может поменять содержание идеи, упростить и даже профанировать ее. Показательным и понятным примером может быть судьба научной теории К. Маркса. Да и многие европейские и российские классики либеральной и консервативной теорий в XIX и XX вв. писали не совсем о том, что сегодня составляет идейную мотивацию практической либеральной и консервативной политики в развитых странах мира.

Уже упомянутая мной ситуация конфликта между либерализмом и коммунизмом в период «холодной войны» наглядно показывает, что признание за идеей статуса мифа, или статуса идеологии, или же научно обоснованной истины, все это, в решающей степени, результат выбора, сделанного участниками политического процесса. Последние видят и содержательно, и статусно идею такой, какой она им интересна по обстоятельствам их политического участия.

Естественно, что в вопросе выбора того статуса, которым люди начинают наделять идею, решающая роль принадлежит политической элите (или контрэлите). Она своей активностью в политическом процессе побуждает массовое сознание к размышлению о том, насколько происходящее может быть объяснено с позиции социально-мифологических представлений, нет ли в такой активности угрозы социальному порядку и порядку мироздания, в целом. Тем самым она формирует повестку социального, да и своего собственного запроса на те мифологемы массового сознания, которые ситуацию, возникшую в политике, объясняют и легитимируют (либо, если речь идет об активности контрэлит – делигитимируют).

Своей активностью элита/контрэлита как бы делает заявку на повышение статуса идеи, на ее политическую актуализацию, на то, чтобы общество признало за ней некую эксклюзивность и высшую ценность ее смысла. Если общественное сознание откликается на этот запрос, то возникает то, что политическая наука именует идеологическим консенсусом элит/контрэлит и граждан. В результате из синтеза политических мифов и политических интересов элит /контр-элит и социума возникает идеологический проект.

Если элита/контрэлита по каким-то причинам утрачивает интерес к идеологической функции конкретной политической идеи, то последняя может понизить свой статус и продолжить свое существование в качестве одного из социальных мифов до того момента, когда она, может быть, будет вновь востребована. Если принимать во внимание эту связь интересов элит с изменением статуса идеи, то становится понятным, как сходство, так и различие мифа и идеологии. Становится понятным, почему, порой, разумные политические идеи, вроде той, что «кто не работает, тот не ест», теряют свое идеологическое значение, но не теряют значения социального мифа. И совершенно неразумные идеи, типа идеи цивилизационного превосходства одной нации над другой, становятся основой идеологического проекта.

В определенной мере такой подход позволяет даже прогнозировать судьбу политической идеи. По крайней мере, он позволяет понять источник бессмертия идеологий, механику их постоянного возобновления в политическом процессе даже после того, как, казалось бы, на истории их влияния на умы людей (как некогда думали об идеологиях фашизма и национал-социализма) поставлена точка.

Путаница определений того, что есть миф, и что есть идеология, возникает, на мой взгляд, вследствие стремления исследователей, изучающих миф, изучать именно «миф» как таковой, а специалистов по идеологиям – изучать именно «идеологии», и ничто другое. Это объяснимое желание специалиста работать с конкретным объектом и предметом научного исследования, четко дифференцировать различные факторы политического процесса. Но, не всегда такое расчленение реальности на объектные и предметные поля адекватно структуре самой подвижной политической реальности.

- В своих научных исследованиях Вы отмечаете, что политический миф вполне возможно сконструировать. Поясните этот технологический аспект.


- Все, опять же, зависит от того, какой смысл мы вкладываем в понятие «сконструировать». Если мы исповедуем взгляд на политику как элитарную практику, о чем я уже упоминал, то, употребляя понятие «сконструировать», мы будем иметь в виду индивидуальное творчество гениальных политтехнологов.

Если же мы смотрим на политику как публичную практику, то такой взгляд подразумевает, что в роли «конструктора» политических мифов выступает, прежде всего, социум (включая элиты и рядовых граждан) как политический субъект.

И то, и другое будет «конструированием», но с очень разными процедурными свойствами. Политтехнолог чаще всего создает политический миф, условно говоря, «на продажу» различным политическим субъектам, которым в данный момент не хватает действенных инструментов влияния на гражданское сознание. Он стремится выполнить конструкторскую работу в кратчайшие сроки, поскольку при перемене политической конъюнктуры его произведение может потерять актуальность для пользователя.

Социум, напротив, конструирует и совершенствует свои мифы в непрерывном режиме функционирования культуры, политической культуры, в частности. Это разные по своим динамическим, структурным характеристикам, по функциональной предназначенности процессы конструирования. Они различаются так же, как различаются коллективное и индивидуальное участие в политике вообще. Но эти две практики конструирования мифов имеют точки пересечения. Ключевой точкой пересечения является исторический опыт данной социально-политической системы. Он позволяет политтехнологу, занятому индивидуальным мифотворчеством, более-менее четко ориентироваться в выборе идей, суждений, терминов, из которых и посредством которых он конструирует свой авторский мифологический дискурс.

Точно так же и социум конструирует в своем сознании новые политические мифы не на пустом месте. В качестве конструктивного материала он использует мифы, на которые прежде опиралось его политическое участие и которые подтвердили свою социальную ценность и свою функциональность. Социум не забывает и не отбрасывает политические мифы прошлого. Он их интегрирует в свои новые политико-мифологические системы. В этом смысле политический миф действительно вечен и неистребим, несмотря на призывы борцов с социально-политической мифологией истребить ее под корень.

- Практически у любой идеи есть своя аксиологическая сторона. Какие цели может преследовать мифологизация в политическом процессе?


- Скажу так: трудно представить себе что-то более несуразное, чем политический процесс, лишенный своего социально-мифологического ресурса. Просто потому, что это будет политика, лишенная смысла. В массовом сознании не будет образовываться устойчивых связей между пониманием того, что было в политике прежде, что происходит сейчас, и на что можно надеяться в будущем. Распалась бы, говоря словами У. Шекспира, связь времен. Для массового сознания естественным каналом образования таких связанных представлений о логике политического процесса была и остается именно политическая мифология.

Это касается, в том числе, и связанности социальных представлений о ценностном основании политического процесса. Люди что-то определяют для себя как политическую ценность, как ключевой ориентир для своих политических практик, не потому, что на них находит озарение свыше. Их выбор детерминирует структура и качество той социально-политической мифологии, носителями которой они сами являются. Ценность, как пазл, может лечь, а может и не лечь в общую картинку социально-мифологических представлений. Именно конструктивные свойства мифологической системы определяют и иерархию ценностей. Существует и обратная связь.

В любом случае, без той канвы, которую формирует для пространства политической культуры политический миф, ценностное пространство политики выглядело бы хаотичным и малопонятным для исследователя политики и для политического деятеля. Оно бы просто не сложилось в единое пространство. Ценностный кризис политики чаще всего обнаруживает себя (это можно было наблюдать в нашей стране на исходе советской эпохи) именно, как нарастающее в массовом сознании сомнение. В том, в частности, что ключевые политические ценности (например, свобода, гражданские права и гражданская ответственность), так как их интерпретируют активные участники политического процесса, органичны устоявшейся системе политической мифологии социума. Собственно, поддержание целостности ценностного пространства политики, это и есть одна из тех «целей» (я ставлю это понятие в кавычки, потому как не являюсь сторонником телеологического взгляда на политический процесс), на достижение которой работает социально-политическая мифология.

- Обладает ли феномен демократии элементами политического мифа? И какими?


- Разговор о мифах демократии, былых и нынешних, это отдельная большая тема. Демократия имеет связь с мифом и как политический феномен, и как очень вариативная и противоречивая практика организации публичной политики.

Если вести речь о феноменологии демократии, то сама мысль, что власть в государстве не обязательно должна принадлежать одному правителю, имеет мифологические корни. Точно также, как и идея, что власть должна быть в одних руках. Оба эти концепта власти апеллируют к социально-мифологическим представлениям о божественном (позже – «естественном») порядке в мире людей. О том, как в этом мире все должно быть устроено «по справедливости». Одни политические сообщества людей на основании собственного и чужого политического опыта приходили к мысли, что божественный порядок и справедливость воплощены в авторитаризме, другие – что лучшим их воплощением является демократия. Для большинства современных народов этот выбор между авторитаризмом и демократией до сих пор так и остается субъективным, замешанным больше на мифах, на представлениях об исконных началах справедливой организации их жизни, чем на доводах идеологов и ученых в пользу того, или другого. И пока этот мифологический выбор существует, в политике будет себя обнаруживать и феномен авторитаризма, и феномен демократии.

Как политическая практика, демократия никогда бы не достигла нынешних своих рубежей, если бы ее основополагающие принципы и ценности, исторический опыт функционирования ее базовых институтов, изложенный в формате высокой теории, не были бы в течение последних двух столетий низведены массовым сознанием до набора стереотипных суждений о правилах «хорошей» и «плохой» политики, о свойствах «хорошего» и «плохого» государства, о принципах организации «настоящего» гражданского общества. Это тот уровень восприятия политики, на котором полноценно рассуждать о ней может любой, даже не очень грамотный гражданин. Соответственно, любой гражданин может и участвовать в демократической политике. Ему надо только уметь мыслить стереотипно, «как все». Тогда «общечеловечность» демократических идей и ценностей будет органична его мифологическому сознанию. Одни политологи называют эту профанацию демократической идеи «гражданской религией», другие именуют ее «мифом демократии».

Дело, в сущности, даже не в названии. Важен факт: нынешнее относительно благополучное и устойчивое состояние демократической политики в цивилизованном мире обеспечивается не столько уникальными «общечеловеческими» свойствами ее базовых идей и ценностей, сколько способностью этих идей и ценностей доходить в массовом сознании граждан до состояния предельного, выражаясь словами К.Н. Леонтьева, «упрощения». То есть, до состояния мифа, который делит весь мир на «нас», которые живут «по справедливости», «хорошо и правильно», и на «них», которые живут «не по человечески».

К такому упрощению своих идейных основ способна и авторитарная национально-государственная и имперская политика. Именно поэтому она была и остается опасным конкурентом политики демократической. Но это тема для отдельного разговора.

На изображении: фон - Рамсес II Великий, слева направо - Октавиан Август, Владимир Ленин.

Николай Шестов: Миф и политика


Российское общество политологов

Комментарии пользователей (18897)

Фото юзера vbtssoype
vbtssoype 09.06.2019
viagra over the counter viagra uk <a href="https://cheapvirgaraonline.com/#">female viagra</a>
Фото юзера WilliamGessE
WilliamGessE 09.06.2019
crazy vegas casino us players
<a href="http://online-casino.party/#">live casino online no deposit bonus</a>
software per casino online
real cash casino slots
virtual casino city
<a href="http://online-slots.party/#">online casinos us players no download</a>
online canadian casinos that accept paypal
casino blackjack
cash casino onlineonline casino betalen met paypal
<a href="http://onlineroulette.space/#">internet casinos</a>
besten online casinos paypal
baccarat casino online
online casinos accepting all us players
Фото юзера Undusic
Undusic 10.06.2019
<a href="http://viagrxragen.com/#">buy cheap viagra online</a>
<a href="http://viagragentx.com/#">buy cheap viagra online</a>
<a href="http://viagragetrx.com/#">buy cheap viagra online</a>
Фото юзера Atorway
Atorway 10.06.2019
Our mission at vape4style.com is actually to offer our clients along with the best vaping experience feasible, helping them vape snappy!. Based in NYC and in business because 2015, our company are actually a custom vaping warehouse store offering all kinds of vape mods, e-liquids, smoking salts, sheath bodies, containers, coils, as well as other vaping devices, like electric batteries and also external chargers. Our e-juices are actually regularly new considering that our company certainly not simply market our items retail, yet additionally circulate to local area NYC establishments as well as give wholesale possibilities. This allows our company to frequently revolve our inventory, supplying our customers and also outlets along with the absolute most freshest inventory feasible.

If you are actually a vaper or attempting to leave smoke cigarettes, you are in the correct area. Wish to spare some funds present? Rush as well as join our e-mail subscriber list to obtain unique club VIP, vape4style discounts, promos and free of charge giveaways!

Our experts are an special Northeast Yihi distributor. Our experts are actually also licensed suppliers of Negative Drip, Marina Vape, Charlie's Chalk Dust, Beard Vape, SVRF through Saveur Vape, Ripe Vapes, Smok, Segeli, Shed Vape, Kangertech, Triton as well as much more. Don't view something you are searching for on our site? Certainly not a problem! Just let our team recognize what you are actually trying to find and also our company will certainly locate it for you at a discounted price. Possess a question regarding a specific item? Our vape experts are going to rejoice to supply additional information about everything our team offer. Simply deliver us your inquiry or even phone us. Our team will be glad to help!

best marina vape juice outlet : Yihi Mini
Фото юзера WilliamGessE
WilliamGessE 10.06.2019
us online casinos mac
<a href="http://online-casino.party/#">internet casino us players</a>
online casinos usa
casino sites accept ukash
safe and secure online casinos
<a href="http://online-slots.party/#">best real money online casinos</a>
download online casino for mac
new on line casinos
play real money casino onlineonline casino australia illegal
<a href="http://onlineroulette.space/#">slots casino top game apk</a>
safe online casinos for us players
virtual casino fake money
best online bonus casino
Фото юзера WilliamGessE
WilliamGessE 10.06.2019
live online casino us
<a href="http://online-casino.party/#">mobile casino games for real money</a>
real casino slot machine apps
casino online roulette dal vivo
best casino online slot
<a href="http://online-slots.party/#">internet casinos</a>
online casino united states players
supermarche casino
new online casino for us playersus players casino online
<a href="http://onlineroulette.space/#">party bonus casino game</a>
best online casino australia
list of online casinos in australia
south point casino online poker
Фото юзера hwrfMairm
hwrfMairm 10.06.2019
canada drugs reviews viagra women <a href="http://canadadrugswikr.com/#">buying prescription drugs from canada</a>
Фото юзера bsfxsnuct
bsfxsnuct 11.06.2019
reputable canadian pharmacy tadalafil 20mg <a href="http://pharmacycanadawgsr.com/#">canadian drug pharmacy</a>
Фото юзера fleeri
fleeri 12.06.2019
<a href="http://chviagranrxusa.com/#">Buy Cheap Viagra Online</a>
<a href="http://viagchranrx.com/#">Buy Cheap Viagra Online</a>
Фото юзера vdfsjblirl
vdfsjblirl 12.06.2019
otc viagra buy cheap viagra online <a href="http://canadabuyeds.com/#">viagra for sale</a>
Фото юзера hynusoype
hynusoype 12.06.2019
natural viagra viagra price <a href="https://madisonpharmyhs.com/#">cialis coupon</a>
Фото юзера SprinAtorway
SprinAtorway 12.06.2019
New home cleaning Brooklyn Heights - professional domestic cleaning services

Professionals production company City Island spend spring cleaning 2018.

We hold spring cleaning site urgently in areas , but with pleasure we will certainly help tidy up .

Our Partnership cleaning firm Coney Island TONIA, is engaged spring cleaning services in Grant City under the direction of ERIK.

Cleaning work in the spring is an opportunity to do cleaning work, on the street, at home.
Roads, courtyards, gardens, squares and other urban areas should not only clear from the pollution Spring cleaning the premises is a good case do a huge mass of work on tidying up urban areas, rooms and also in my apartment.
Roads, courtyards, gardens, squares and other urban areas very important not only clean up from dirt accumulated in snow, take out the garbage, and also prepare the territory for the summer. For this it is necessary to restore damaged bardyurfs and pavements repair broken architectural small forms sculptures, flowerpots,artificial reservoirs,benches, fences, and so on, refresh fences, painting and many other things.
Our Sole Partnership company carries out spring cleaning plot in areas , but with joy we will certainly help clean .
Our specialists firms Bellerose ready to hold spring cleaning services.
Фото юзера cdrhsoype
cdrhsoype 14.06.2019
buy viagra online side effects of viagra <a href="https://abigailpharmdx.com/#">order viagra online</a>
Фото юзера dvsxBrext
dvsxBrext 14.06.2019
viagra viagra generic <a href="https://isabellapharmbi.com/#">viagra generic</a>
Фото юзера artedly
artedly 16.06.2019
<a href="http://viagrxragen.com/#">Buy Generic Viagra Online</a>
<a href="http://viagengrarx.com/#">Buy Generic Viagra Online</a>
Фото юзера vdhssnuct
vdhssnuct 16.06.2019
buy viagra online canadian canadian pharmacy <a href="https://emmapharmsr.com/#">order viagra online</a>
Фото юзера hrdszigma
hrdszigma 18.06.2019
viagra doctor prescription п»їviagra <a href="http://mo-basta.org/#">viagra without a doctor prescription</a>
Фото юзера vadtsoype
vadtsoype 18.06.2019
buy viagra online cheap viagra <a href="http://canadiansapharmacyvgy.com/#">buy viagra</a>
Фото юзера cdgdMairm
cdgdMairm 19.06.2019
viagra online viagra buy <a href="http://canadianpharmacyfda.com/#">buy viagra online</a>

buy viagra online canada cialis <a href="http://medyvirgaraonline.com/#">buy viagra online usa</a>
Фото юзера lovrAbart
lovrAbart 19.06.2019
viagra buy viagra price <a href="http://niqabsquad.com/#">buy viagra</a>
Фото юзера vdbbLeasp
vdbbLeasp 20.06.2019
viagra buy viagra buy <a href="http://usaerectionrx.com/#">viagra online</a>
Фото юзера Aropara
Aropara 20.06.2019
<a href="http://paydayonlineexpress.com/#">payday loans online<a>
Фото юзера dvgaBrext
dvgaBrext 20.06.2019
online viagra generic viagra <a href="http://almeidacorp.com/#">buy generic viagra online</a>
Фото юзера vadtsoype
vadtsoype 20.06.2019
buy viagra viagra generic <a href="http://canadiansapharmacyvgy.com/#">online viagra</a>
Фото юзера cdgdMairm
cdgdMairm 21.06.2019
viagra generic generic viagra <a href="http://canadianpharmacyfda.com/#">viagra generic</a>
Фото юзера fleeri
fleeri 22.06.2019
Purchase cialis online
<a href="http://cialisndbrx.com/#">buy cialis online</a>
us cialis online pharmacy buy viagra cialis a
<a href="http://cialischsrx.com/#">buy cialis online</a>
vicodin and cialis generic
http://cialisndbrx.com/
love cialis pharmacy
http://cialischsrx.com/
Фото юзера plesidly
plesidly 22.06.2019
Get cialis online pharmacy where
<a href="http://cialisgentrx.com/#">buy generic cialis online</a>
where to buy cialis in canada
<a href="http://cialischbrx.com/#">buy generic cialis online</a>
viagra onsale cialis pills
<a href="http://bgencialisrx.com/#">buy generic cialis online</a>
Фото юзера absenty
absenty 23.06.2019
Compare generic cialis prices
<a href="http://cialisndbrx.com/#">buy cialis online</a>
cialis tadalafil buy
<a href="http://cialischsrx.com/#">buy cialis online</a>
buy cialis online india
http://cialisndbrx.com/
how can i get cialis pharmacy
http://cialischsrx.com/
Фото юзера geyusoype
geyusoype 23.06.2019
viagra buy viagra <a href="http://viagracefo.com/#">viagra</a>
Фото юзера vftgLeasp
vftgLeasp 23.06.2019
buy viagra viagra online <a href="http://viagraveikd.com/#">generic viagra</a>
Ваш аватар
Вы вошли как Гость   
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера