Харакский форум

C 16 по 20 октября в г. Ялта состоялся «Харакский форум – 2014», организованный Таврическим Национальным университетом имени В. И. Вернадского, Кубанским государственным университетом, Сетью культурного обмена и межэтнического доверия. В научном мероприятии приняли активное участие эксперты региональных отделений Российского общества политологов - Севастопольского городского регионального отделения (Д.В. Маковская) и Регионального отделения в Республике Коми (В.А. Ковалев).

Харакс (Гаспра) – это место под Ялтой, где в античную эпоху располагалась римская крепость, давшая ему название.

Руководителями форума выступили Т.А. Сенюшкина, доктор наук государственного управления, профессор кафедры политических наук и международных отношений Таврического национального университета имени В.И. Вернадского, г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация, и А.В. Баранов, доктор политических наук, доктор исторических наук, профессор кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета, г. Краснодар, Российская Федерация.

В мероприятии приняли участие исследователи из Астаны (Казахстан), Воронежа, Казани, Краснодара, Москвы, Новосибирска, Томска, Санкт-Петербурга, Севастополя, Симферополя, Сыктывкара.

В рамках мероприятия были проведены: круглый стол «Православные ценности и российская государственность: история и современность» (памяти А.С. Панарина), международная научная конференция «Конфликты ценностей в условиях конкуренции идеологий», круглый стол «Ислам и политика: технологии конструирования межконфессиональных и межэтнических конфликтов в постсекулярном обществе».

В рамках Харакского форума для обсуждения были предложены следующие вопросы:

- Конфликты ценностей и геополитическая конкуренция в XXI веке;
- Идеологическое соперничество в условиях формирования многополярного мира;
- Конфликт культур как фактор этнополитической мобилизации;
- Коллективная идентичность и экстремальные формы политического поведения;
- Конструирование этнической и религиозной идентичности и новые вызовы безопасности;
- Политическая лексика и мифы украинского кризиса;
- Этничность, религия и политика в культурно-символическом пространстве жизненного мира;
- Виртуализация повседневности и коллективная память поколений;
- Политическая аксиология: теоретические и прикладные аспекты;
- Пределы толерантности как проблема политической теории и практики;
- Образ врага и его роль в политических конфликтах;
- Роль СМИ в политической мобилизации.


Основой развернувшейся в рамках форума дискуссии стали вопросы, значимость которых озвучивал один самых выдающихся русских мыслителей современности, православный философ А.С. Панарин. Одной из основополагающих его идей являлась мысль о самодостаточности Православной цивилизации, являющейся в мире постмодерна сосредоточием доминирования духа над материей, получившей преимущественную легитимизацию в Западной цивилизации и служащей основой для искажения и полного нивелирования духовно-нравственных ценностей, присущих миру Традиции.

Об основах такого аксиологического перекоса говорил в своем докладе «А.С. Панарин о структурогенезе и интригах восточного мегацикла всемирной истории» доктор философских наук, профессор Д.Е. Муза, акцентируя внимание на отсутствии метафизических и моральных оснований западной цивилизации на самолигитимизацию исторического и идеологического лидерства. Исследователь констатировал завершение западного мегацикла всемирной истории, которое определено иссяканием самого формационного принципа модерна и возникновением отрицательных эффектов в творчестве западной цивилизации в виде технократического волюнтаризма, культурного редукционизма и гуманитарного нигилизма. В этом контексте, как отметил профессор, необходимо «описание "периодической системы элементов восточного опыта", в которой преобладает этикоцентрические сознание и практики в противовес западному экономикоцентризму», а также фиксация духовных ресурсов российской цивилизации, как наследницы Византии.

О невозможности существования совершенной правовой системы, так же как и государственной деятельности, «без религиозного очищения общества, питающего нравственные корни правосознания» говорила в своем докладе «Влияние православных ценностей на формирование правовой культуры в России» Т.А. Сенюшкина. По мнению ученого, перенесение постулатов западной юридической науки, опирающейся на классические постулаты немецкой рационалистической философии, на почву русского правосознания неорганично и формирование правовой культуры в России может осуществляться только при «условии консолидации общественного мировоззрения», возможного в рамках ясной и понятной национально-государственной идеи, «опирающейся на религиозные традиции русского народа».

В докладе эксперта Регионального отделения Российского общества политологов в Республике Коми, доктора политических наук, профессора В.А. Ковалёва «Конфликт ценностей и идеологические мифы в российской политике и политологии: необходимость деконструкции» внимание фокусировалось на проблеме соответствия интересов и распространенных в социуме идей и ценностных ориентаций, которые могут этим интересам не отвечать. Говоря о российской политической науке, Ковалев связывает это с ситуацией недостаточного внимания к контексту, в котором протекает политический процесс, преувеличенных представлений об автономии политики, отрыва анализа внутренней политики от внешнеполитических обстоятельств. По мнению исследователя, без современного национального государства и без научно подкрепленного национального интереса не может быть и подлинно национальной политики, своей национальной политологии. В данном контексте необходима деконструкция идеологических и мифологических построений, которые вредят и мешают выработке и успешному проведению в РФ политического курса, основанного на патриотизме и национальных ценностях.

Данная проблематика актуализируется и в контексте необходимости формирования ценностной базы и общественных ориентиров, способных противостоять конструированию различных социально-политических конфликтов и нивелировать возможные размежевания, способные спровоцировать кризисные состояния в различных областях общественно-политической жизни. Показательной в данном смысле, является ситуация в Украине, анализу которых также был посвящен ряд докладов участников семинара.

В докладе доктора политических наук, доктора исторических наук А.В. Баранова «Конфликтность украинской идентичности и конструирование идентичности Новороссии: основные индикаторы» были проанализированы индикаторы общественного мнения, выражающие конфликтность украинской идентичности. По мнению ученого, «в Украине, как "глубоко расколотом обществе", устойчиво проявляются идентификационные размежевания, вызванные отсутствием исторических оснований государственного единства». Неудача конструирования национальной идентичности на этнократической основе и наличие долгосрочных социокультурных размежеваний: центр – периферия (с преобладанием локальной идентичности), город – село, религиозность – секулярность, русскоязычные – украиноязычные территории, стали весомым фактором дезинтеграции украинского государства в ходе кризиса и гражданской войны 2013–2014 гг.

В докладе кандидата философских наук А.Н. Баранецкого «Логика ценностного отношения – основа социально значимой инициативы» особое внимание уделяется деструктивной роли СМИ, распространяющих заданные информационной войной символы предписанных ценностных отношений и провоцирующие «у людей навязчивые неврозы, психозы и истерические реакции». Именно информационные войны как составляющая комплексных современных войн сыграли огромную роль вконструировании и эскалации украинского кризиса.

Особое значение в формировании и реализации протестного потенциала в социуме играютэлектронные СМИ и интернет-пространство в целом. Данная тенденция ярко проявила себя в период «Арабской весны» и период массовых выступлений оппозиции в Иране в 2009 г. Данному аспекту конфликтов в Иране посвятил свой доклад «Интернет-пространство массовых протестов оппозиции 2009 г. в Иране» кандидат исторических наук Н.А. Филин . Исследователь отметил, что после начала массовых протестов оппозиции против результатов президентских выборов 12 июня 2009 г. в Иране стало понятно, что в их организации значительную роль играли виртуальные социальные сети - Facebook, Twitter, Тор и др. Их важная роль заключалась, «во-первых, в том, что они помогали сторонникам оппозиции общаться друг с другом и с внешним миром. Во-вторых, они помогали окружающему миру общаться и с иранцами, и с теми, кто их поддерживал», обеспечивая «относительно легкие, но вместе с тем мощные средства передачи информации, в то же время, поддерживая разные степени анонимности».

Определенную роль интернет-СМИ играют в радикализации современного ислама, участвуя в формировании здесь новейших деструктивных течений. В частности, в докладе «Исламское государство Ирака и Леванта как одна из форм крайнего салафистского джихадизма» кандидата политических наук А.М. Канаха, отмечается, что в настоящее время появляется совершенно новая форма салафистского джихадизма, которая может быть охарактеризована как «религиозный фашизм». Она может рассматриваться в разных контекстах, в том числе и как элемент политических технологий. Но конструирование подобных иррациональных деструктивных явлений чревато не только нарастающей угрозойдля Ближнего Востока и европейских стран, но и представлять значительную опасность для государства, конструирующего данное явление с целью реализации своих геополитических интересов.

По мнению кандидата исторических наук А.В. Мартынкина, озвученного в докладе «Запад и развитие исламского экстремизма в новейшее время (исторический экскурс)», развитие исламского экстремизма XX - нач. XXI вв. «стимулировалась экспансией западной идеологии инасаждением либерализма на традиционные ценности исламского общества». На современном этапе можно говорить о прямой инструментализации исламского экстремизма с целью реализации стратегии управляемого хаоса со стороны США, дестабилизирующих обстановку на границах своих геополитических оппонентов – Ирана и Китая.

В целом, перенося все сказанное на российское социально-политическое пространство, необходимо констатировать возрастающую актуальность возрождения и сохранения традиционных для многоэтничного сообщества данного государства ценностных ориентаций, разрушающихся в первую очередь искусственно привносимыми западными либеральными ценностями и отражающейся в них «жесткой хозяйственной регламентацией нового экономического порядка». Как отметила Т.А. Сенюшкина, православным и мусульманам, как представителям доминирующих по количеству верующих в России, необходимо четко заявлять о нравственных ценностях, которые их объединяют, противопоставляя Традицию конструированию «цивилизационного разлома».

Кроме того, необходимо отметить, что именно традиционные ценности и формировавшийся веками национальный мировоззренческий опыт, которые должны служить основой для развития социально-политических наук и получать воплощение в построении соответствующей внешней и внутренней государственной политики, способны стать объединяющим базисом для всего народа России и эффективной стратегией сохранения и реализации суверенности Российского государства.

Текст - Руководитель Севастопольского городского регионального отделения РОП, кандидат политических наук Дарья Маковская


Харакский форум


На изображении: фон - старая карта Крыма, слева направо - символы Харакса - дворец "Харакс" и античная статуя оратора.

Комментарии пользователей (665)

Фото юзера StevenZes
StevenZes 12.10.2017
auto insurance

in car insurance

car insurance in pathe cheap car insurance
<a href="http://notmydrama.com/members/autousapremium/activity/230690/"&g
t;what is car insurance</a>

car insurance inwhat is cheapest car insurance
Фото юзера Galyaweill
Galyaweill 13.10.2017
achat du vrai cialis en franc

cialis

<a href="http://cialispurchasek.com/">cialis</a>

5 mg cialis mexico costs
Фото юзера Volodweill
Volodweill 14.10.2017
cialis nachnahme kaufen

generic cialis

<a href="http://cialiskkcanada.com/">cialis cheap</a>

good choice price of cialis
Фото юзера Lersweill
Lersweill 16.10.2017
very good site cialis c 50

cialis online

<a href="http://cialisbuyfs.com/">generic cialis</a>

canadian site for cialis
Ваш аватар
Вы вошли как Гость   
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера