» » Дарья Маковская: Анализ выборов в Севастополе

Дарья Маковская: Анализ выборов в Севастополе

Дарья Маковская: Анализ выборов в Севастополе14 сентября 2014 года, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в г. Севастополь состоялись выборы депутатов Законодательного собрания. Учитывая сложность международной политической обстановки и непризнание определёнными акторами международной политики факта добровольного вхождения города Севастополя и Республики Крым в состав Российской Федерации, перенос выборов с 2015 г. (как планировалось в соответствии с «Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов») на 2014 г., был объективно обусловлен.

Основными аргументами в пользу проведения выборов уже в 2014 г. являлись необходимость легитимации новой власти и демонстрация признания населением за ней прав на принятие и реализацию политических решений, как необходимое условие для установления властной субъектности РФ в условиях перехода Республики Крым и Севастополя в состав РФ. Выборы, как наиболее эффективный и действенный механизм легитимации власти, были нужны и для преодоления диссонанса между вхождением РК и г. Севастополь в новое политическое поле и управлением этими территориями представителями публичной власти, избранными в правовом пространстве Украины.

В предвыборной кампании принимало участие несколько партий: Российская партия пенсионеров за справедливость, Российская экологическая партия «Зелёные», Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), Партия ветеранов России, «Патриоты России», Коммунистическая партия социальной справедливости (КПСС), «Справедливая Россия», «Коммунисты России», Коммунистическая партия РФ (КПРФ), партия «Родина», «Единая Россия», Демократическая партия России. По одномандатным избирательным округам выдвигались кандидаты от следующих партий: «Справедливая Россия», «Родина», «Единая Россия», «Союз Горожан», ЛДПР, КПРФ, «Великое Отечество», а также самовыдвиженцы.

По итогам голосования 14 сентября 2014 г., в Законодательное собрание города Севастополя избраны 24 депутата (16 депутатов по единому избирательному округу и 8 депутатов по одномандатным избирательным округам). На 8 мест в Законодательном собрании по мажоритарным округам претендовали 56 человек. По всем 8 одномандатным избирательным округам победу одержали представители партии «Единая Россия». Соответственно, 22 мандата в Законодательном собрании Севастополя получило Севастопольское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» (76, 63%) и 2 мандата – Севастопольское городское отделение Политической партии ЛДПР (7,33%).

Здесь хотелось бы отметить непривычно низкие для региона результаты коммунистических партий, ни одна из которых не смогла преодолеть 5%-й барьер. Это объясняется, в том числе, и тем, что коммунисты были представлены на выборах несколькими политическими партиями и не смогли эффективно мобилизовать свой электорат.

Отдельное внимание стоит уделить тому, что в выборах в Севастополе приняли участие 48,57% от общего числа зарегистрированных избирателей. Более низкая по сравнению с мартовским референдумом явка обуславливается во многом некоторым снижением (по сравнению с мартовскими политическими процессами) чувства личной ответственности за итоги выборов при наличии явно лидирующей партии в предвыборной борьбе, а именно «Единой России».

Рассуждая о факторах, обусловивших результаты выборов в городе федерального значения Севастополь, можно выделить тот факт, что большинство политических партий, участвовавших в выборах, являлись абсолютно новыми для избирателей, которые не успели разобраться в сути их программных целей. Поэтому голосование в контексте рационального выбора в данном случае было затруднительно.

Кроме того, голосование в определенной степени можно считать протестным. Заметим, что одной из основных стратегий предвыборной кампании «единороссов» стало акцентирование на том, что ее представители никогда не работали в администрации и Севастопольском горсовете в период пребывания в составе Украины. Апеллирование к антагонизму жителей Севастополя по отношению ко всем атрибутам прежней власти внесло свою лепту в победу на выборах этой политической силы. Подтверждением тому служит следующий пример. Общественно-политические объединения, ранее относившие себя к числу наиболее активных пророссийских организаций в городе (представители партии «Русский блок», шедшие на выборы в списочном составе партии «Союз горожан») и противодействовавшие административной украинизации города и региона целом, по результатам выборов не получили мест в Законодательном собрании.

Значительную роль в формировании итогов выборов сыграли и сильные консервативные традиции населения, свойственные жителям города вследствие уникальности исторического прошлого Севастополя и особенностей менталитета его жителей, что обусловило эффективность использования в предвыборных дискурсивных практиках обращения к традиционным ценностями исторического прошлого.

Определённое значение получила и поддержка и.о. губернатора С. Меняйло партии «Единая Россия», проявившего способность достаточно эффективно решать социально-экономические проблемы города и бороться с коррупцией. Здесь можно упомянуть и роль А. Чалого, проявившегося себя в качестве харизматического лидера «Крымской весны» в Севастополе, также представлявшего данную партию.

В целом, выбор электората продемонстрировал явно выраженную ориентацию на лидера – Президента РФ, с личностью которого в первую очередь ассоциируется получившая большинство голосов партия «Единая Россия», и возвращение РК и г. Севастополя в состав России. Здесь можно говорить о наблюдаемой ярко выраженной персонификации власти, свидетельствующей о её восприятии в анализируемом сообществе не только в качестве политического института, но и как конкретной личности, в которой эта власть воплощается, и о той роли, которую Президент Российской Федерации играет в утверждении Россией своей позиции в условиях изменяющейся геополитической архитектоники и артикуляции новых для России «вызовов».

Маковская Дарья Владимировна, руководитель Севастопольского городского регионального отделения Российского общества политологов, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры правоведения Севастопольского экономико-гуманитарного института Таврического национального университета имени В.И. Вернадского ©

Дарья Маковская: Анализ выборов в Севастополе

Комментариев пока нет, добавьте свой!

Ваш аватар
Вы вошли как Гость   
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера