
Руководитель Омского областного регионального отделения РОП, доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой политологии Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского Инна Ветренко рассказала об особенностях игрологического подхода к политическим процессам.
- Инна Александровна, Ваша докторская диссертация посвящена игровым практикам в политическом процессе. В чем пересекается игровая и политическая сферы?
- Сразу хочу отметить, что отождествление игры и политики стало если не привычным, то очень распространенным явлением в жизни нашего общества. Данное явление нельзя назвать инновацией, которая порождена современной политической действительностью, оно имеет глубокие исторические и смысловые корни.
Исследование политики как пространства существования и развития игры практикуется очень давно. Уподобление политики театру можно обнаружить уже у древних. Солон, Нерон, Калигула использовали актерские приемы для управления государством, признавали этот факт и считали вполне естественным явлением. Включение игры в политический процесс находит подтверждение в работе Никколо Макиавелли «Государь». Там игра признается не только как естественная технология для политики, но и как одна из значимых в её содержании. Под политикой Н. Макиавелли понимал совокупность методов и приемов, которыми должен в совершенстве владеть государь, чтобы завоевать власть, сохранять и укреплять её в государстве. Фактически, средневековый исследователь назвал три основные функции игры в политическом пространстве, которые не только не утратили своей актуальности, но и усилили их: получение, сохранение и укрепление власти.
Можно утверждать, чем сложнее и многообразнее становится политическая действительность, тем больше игра превращается в форму ее бытия. Игра в политике проявляется в двух смысловых форматах – «игра в политику» и политическая игра. Первый смысл носит негативный характер, а второй продуктивный (позитивный). При этом мы отдаем отчет в том, что политика не состоит полностью только из игровых практик.
- В конце XX века в рамках политической науки стал формироваться эволюционно-информационный подход к игре, предложенный А.С. Панариным. Какова его суть?
- Сегодня можно уже точно выделить четыре самостоятельных подхода к вопросу природы игры и ее эффективности как вида деятельности: биологизаторский, социологизаторский, биосоциальный и эволюционно-информационный. Сущность последнего, автором которого и является А.С. Панарин, состоит в том, что политическую жизнь он рассматривает как игру с заранее незаданным результатом, видя в ней все классические черты игры. Исследователь выделяет причины вхождения игры в современное политическое пространство как одной из обязательных составляющих. Первой среди них он называет глобализацию, которая избирает игру как универсальную технологию для протекания ряда политических процессов. Второй – демократизацию, именно демократический суверенитет избирателей и свободное соревнование нескольких партий делают политику игрой в прямом смысле.
Панарин попытался установить, когда игра может быть частью политического процесса, а когда это невозможно. С этой целью он определил базовые признаки игры вообще. Во-первых, в игре должна быть детерминанта, выраженная в правилах и условиях. Во-вторых, все игроки должны иметь равные шансы на выигрыш и проигрыш. В-третьих, обязательно должна существовать неопределенность в отношении результатов. Исходя из данных обязательных посылок, политика далеко не всегда способна выступать «как нормальная игра с непредсказуемым результатом», так заключал А.С. Панарин. Так, если мы имеем в виду марксистскую концепцию исторического развития, то игра там не может быть технологией для политических процессов.
Однако исследователь также отмечал тот факт, что современная политическая жизнь есть игра с заранее незаданным результатом, поскольку на ней (игре) базируются все нормальные демократические процессы. По его мнению, наиболее точно под игру в политике подходят демократические выборы. Более того, исследователь говорит о «нормальности» демократических выборов при наличии следующих условий: шансы игроков равны, условия игры строгие и ясные, а судьи беспристрастны.
- Какие другие, на Ваш взгляд, отечественные и зарубежные теории игр сохранили свою научную актуальность для современной политической науки?
- Успешные попытки сделали американские исследователи, в их числе М. Шубик, Р. Дьюк, Дж. Цебелис, Б. Грофман. Их работы – это своего рода описание методик проведения и организации имитационных игр именно в политической сфере. Так, М. Шубик выделяет следующие области применения имитационно-игровых моделей в политической науке: голосование, власть, дипломатия, политические переговоры и сделки в политическом поведении, формирование политических коалиций, торговля голосами. При этом он определяет ряд ограничений в имитационных политических играх, а именно, - при изучении реальных политических феноменов использование простых моделей игр наталкивается на проблему необходимости ослабления предварительных допущений. К примеру, если одни политические акторы не знают предпочтений других, то в своем стратегическом поведении они должны оценивать обстоятельства получения неверной информации.
Среди отечественных специалистов, разрабатывающих игры для практических сфер, в том числе и политической, можно назвать И.М. Сыроежкина, С.Р. Гидрович, В.Ф. Кашарова, А.К. Попова.
- Можно ли выделить основные преимущества игрового моделирования политической действительности? В чем их практическая значимость?
- Создание игровых моделей наглядно демонстрирует нам преимущества игры как метода исследования политических процессов:
- игровой метод исследования позволяет получить результат за ограниченное, короткое время;
- коллективное пошаговое согласование позиций в игровом акте формирует у игроков приверженность выработанным решениям, что максимально ускоряет процесс их внедрения;
- игра способна организовать процесс группового анализа, что обеспечивает качественный общий результат;
- игровой метод исследования способствует созданию оптимальных условий для согласования различных интересов участвующих сторон;
- при исследовании политических процессов в зависимости от задачи, цели, объекта и предмета, наличия эмпирических данных, других факторов применяются различные игровые модели.
Объектами исследования в конкретной политической ситуации могут стать большие социальные группы, политические институты, политическая коммуникация, политические лидеры. Каждый из этих объектов требует своего исследовательского инструментария, а игра в этом плане способна стать универсальным методом, так как имеет несколько исследовательских уровней.
- Прокомментируйте, пожалуйста, перспективы использования учёными игрового метода в изучении специфики политического процесса.
- Политика представляет собой весьма сложный и комбинированный феномен общественной жизни, который нередко называют и наукой, и искусством. Многие исследователи неоднократно задают себе вопрос: возможно ли вообще объективное рассмотрение политики, когда она перенасыщена субъективными оценками и устремлениями, вытекающими из различных интересов людей? Ведь на поверхности политика выглядит порой лишь как острое столкновение разнонаправленных сил и воли субъектов, за которыми весьма трудно увидеть какую-либо объективную логику. Многие рассуждают о фантомности и театрализованности политики, поскольку последняя обычно как бы искривляется в массовом сознании, предстает не как то, что есть в реальности, а как то, что искаженно демонстрируют и субъективно представляют в политическом театре практикующие политики и средства массовой информации.
В связи с развитием системы массовой коммуникации растет значение так называемой «символической политики», «политики театра», «шоу политики», основанной на образах, или имиджах политических деятелей, специально сконструированных на угоду господствующим умонастроениям и вкусам. Какими методами и средствами изучать эту политическую игру? Ответ напрашивается сам собой: посредством самой игры, поскольку она демонстрирует нам огромные поисковые возможности. Следует отметить, что научно-методологические потенции игры скрываются в её функциях, а главная из них – игра способна транспортировать нечто невообразимое в реальной жизни, в поддающейся контролю ситуации, что необходимо при исследовании политических процессов.
Научный эффект игры проявляется в том, что она способна выступать как феномен бытия политики, как самобытное, исключительное явление и как форма конкретной политической деятельности. Соответственно, многогранный багаж научного и технологического оснащения игрового пространства расширяет и обогащает возможности исследователей в сфере политики.
Использование игрового метода в политологии делает необходимым глубокое осмысление и обобщение объективных закономерностей функционирования и развития общества, которые дают возможность получить более широкие формы организации науки и обеспечивают междисциплинарное исследование актуальных социальных и политических предметов.
- Инна Александровна, в своих научных работах Вы пишете об игровых технологиях разрешения политических конфликтов. Расскажите о предложенном Вами алгоритме для игрового анализа этих явлений.
- Понимание политических конфликтов требует особых, новых понятийных средств. В методологическом плане наиболее приемлемым для исследования конфликтов является экзистенциально-коммуникативный подход, который в отличие от рационалистических методов, ориентированных на поиск сущности и смысла познаваемых феноменов, направлен на внедрение, внесение смысла в конфликтную ситуацию, прояснение для участников конфликта их действительного положения в создавшемся конфликтном политическом пространстве. В связи с этим мы предлагаем игровой подход для разрешения политического конфликта.
Предложенный нами алгоритм для анализа политических конфликтов включает в себя следующие этапы:
- выявление истории конфликта, определение возможных вариантов ходов (действий) и обозначение временной точки для игрового анализа;
- выявление подлинных участников конфликта (игроков);
- просчет возможности исходов, основанный на рациональной обработке выявленных на первом этапе возможных действий и субъективном анализе;
- определение всех предпочтений игроков, составление векторов предпочтений;
- определение стабильности всех исходов для каждого игрока;
- вычисление множества решений, т.е. точек стабильности и равновесия для каждого игрока и общих для всех;
- определение наиболее вероятного решения из образовавшихся.
Однако при всех очевидных преимуществах игрового анализа политических конфликтов у него есть слабые места. Зависимость числа стратегии игроков от числа их индивидуальных действий порождает практические сложности анализа политических конфликтов. Так, при анализе 10 независимых действий игроков необходимо в игре рассмотреть 1024 возможных исхода. Кроме того, некоторые исходы невозможно структурировать и описать.
Другой проблемой в игровой методике является то, что она чрезмерно загромождена математическими расчетами, алгоритмами, анализами с разных научных сфер, что порождает некоторую эклектичность, с одной стороны, и требует высокого уровня подготовки (специальных знаний из различных научных сфер) от специалиста, проводящего игровое моделирование – с другой. К тому же, игра при разрешении политических конфликтов нацелена на рациональный выбор решения, а человек не настолько совершенен, чтобы всё время мыслить рационально.
Российское общество политологов
Комментарии пользователей (5)